8 июля 1944 года с конвейера сошел первый автомобиль «ЗИС-5», который изготавливался по документации Московского завода им. Сталина. Это была двухосная бортовая машина типа 4x2 грузоподъемностью 3 тонны, имела упрощенную конструкцию: тормоза только задние, механические, кабина с деревянным каркасом, обшитая рейкой-вагонкой, деревянные подножки и брызговики, гнутые крылья, платформа только с задним откидным бортом и др. Комплектовался автомобиль, в отличие от московских «ЗИСов», двигателем«ЗИС-5М» повышенной до 76 л.с. мощности.. Максимальная скорость автомобиля - 60 км/час.
20 июля 1944 года первая партия уральских «ЗИС-5» была отправлена на фронт. Около 25 % выпущенных в Миассе в годы войны автомобилей шли под специальную комплектацию. На их шасси делались топливозаправщики, полевые мастерские, понтонные автомобили и т. п.
После окончания Великой Отечественной войны в конструкцию автомобиля постепенно стали вноситься изменения, улучшалось качество и надежность грузовика: гидравлический привод тормозов, усиленный редуктор заднего моста, бортовая платформа увеличенной прочности, улучшенный. водяной насос, новый держатель запасного колеса и др. В конце 40-х гг. автомобиль стал называться «ЗИС-5М» (модернизированный).
Последним крупным этапом модернизации «ЗИС-5» стала установка на нем нового двигателя УралЗИС-353А мощностью 95 л .с. (производился в 1957-1958 г.г.).