ГЗА-651 — автобус капотной компоновки с деревянным каркасом кузова на шасси ГАЗ-51, выпускался на «Горьковском заводе автобусов» (ГЗА) с 1949 года.
В 1952 году его производство было передано на «Павловский автобусный завод», где он выпускался под наименованием ПАЗ-651. С 1953 года — на РАФ, под маркой РАФ-651. Простота деревянной конструкции позволила многим авторемонтным предприятиям наладить собственное производство автобусов ГЗА-651 (иногда отличающихся от горьковской версии) из грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-51А
В 1956-1958 годах параллельно мелкосерийно выпускалась цельнометаллическая версия ПАЗ-651А. На базе ГЗА-651 конструкторами ПАЗа было создано целое семейство спецавтобусов:
С января 1958 года производство автобуса ПАЗ-651А параллельно началось на «Курганском автобусном заводе» под индексом КАвЗ-651А. С 1971 года в Кургане выпускалась модификация КАвЗ-651Б, единственным отличием которой было наличие отопителя в салоне.
ГЗА-651 отличались от большей части автобусов КАвЗ и непосредственно от грузовика ГАЗ-51 закругленной обтекаемой решеткой радиатора и «носатым» капотом.
Характерным отличием машин выпуска до 1956 года (базировавшихся на шасси ГАЗ-51) было и наличие прямоугольных указателей поворота (таких же, как на «Победе»), разместившихся по бокам передней стенки кузова под ветровым стеклом.
Часть машин, в том числе и большинство экспортных серий, оснащались передним и задним хромированными бамперами и ободками фар.